Батальон

Милитари

РАССЛЕДОВАНИЕ
«Космический удар по Нью-Йорку в 1945-м году?»

Холодные воды Балтики. Отдаленный остров, строго охраняемый эсэсовцами. В обстановке чрезвычайной секретности готовится страт огромной ракеты, доставленной на стартовую площадку мощными тягачами. Зрителей нет, присутствуют лишь редкие, специально отобранные служащие ракетного центра Пенемюнде. Присутствующие напряжены, готовится «акт возмездия» Америке, и нанесен он будет необычно – через космическое пространство.… Было ли это?

РАКЕТА ГИТЛЕРА. 1944г. Нацистская Германия агонизируется, война близится к концу. Начинаются судорожные поиски «чудо-оружия», «оружия возмездия». В числе прочего вспоминают и о ракетах. Гитлер знал об этих разработках, но недооценил их, хотя они велись еще с 30-ч гг. военным ведомством и отдельными гражданскими энтузиастами (все как в СССР в те же годы). Среди последних был и Герман Вернер фон БраунОберт – немецкий изобретатель и конструктор, и — совсем еще молодой инженер Вернер фон Браун, его ученик оставшийся верным учителю на всю жизнь. Обсуждался тогда же проект космического полета – пионеры ракетостроения мечтали о полете на Луну. И вот теперь эти секретные исследования поставить на службу вермахту, во имя спасения Третьего рейха.

Герман Оберт, в начале 20-х гг. вызвавший своими проектами межпланетных полетов настоящий ракетный бум в Европе, теперь, в 1944-м, был страшно засекречен и в поте лица трудился над разработкой мощной и эффективной военной ракеты. Как известно, в СССР ракетные исследования пошли оп несколько другому руслу: основной упор был сделан на небольшие мобильные установки, названные в народе «катюшами». В Германии же создавали именно мощные, дальнобойные ракеты. Оберт работал в Пенемюнде, что называется, «на полном гособеспечении» (прямо-таки все как у нас!), начиная с 1941 г., когда и получил задание на разработку сверхсекретного проекта – межконтинентальной ракеты А-9/А-10 с дальностью полета 11000 (по другим данным – 5000) км, впоследствии названной V-3.
(Вернер фон Браун)

«ВОЗМЕЗДИЕ-3» — так называл её Й. Геббельс из пропагандистских соображений, запугивая союзников (особенно — Лондон) уже самой численностью имеющихся у Германии видов «сверхоружия».

Напомню: V-1, беспилотные самолеты-снаряды с пульсирующими воздушно-реактивными двигателями, оказались не слишком эффективными – более половины их было сбито далеко от целей. Зато V-2 или А4 – 12-тонная баллистическая ракета дальностью полета до 320 км – была ПВО «не по зубам».

Что касается проекта А-9/А-10, то он на порядок превосходил предшественников. Дальность 11000км в полтора раза превышает расстояние от Берлина до Нью-Йорка. Самое же примечательное – по своим характеристикам это была даже не межконтинентальная, а … космическая ракета! Однако «ракета Оберта» так и осталась в чертежах, её не успели построить, и поэтому эта высота, дальность полета и т.д. имеют чисто теоретический характер. А вот его ученик удачно осуществил все свои планы «в железе».

АРЕСТ ВЕРНЕРА ФОН БРАУНА. У Брауна была более приземленная — тактическая ракета средней дальности, А-4. НО с ним приключился почти тот же казус – все-таки, оба, учитель и ученик, в глубине души были пионеры, романтики, мечтавшие о других планетах. Создавая чисто артиллерийскую А-4, Браун вкладывает в неё некоторые черты космической ракеты. Якобы «для проверки летных характеристик» уже в 1942 г. Две их них запустили по вертикальной траектории, одну на 85 км, другую – на 180км. Если считать границей атмосферы высоту 120-160 км, получается, что А-4 уже в разгар Второй мировой войны побывала в космосе. Однако вермахт не устраивало исследовательское, невоенное применение военной техники и Браун был арестован гестапо за саботаж! Вот такая интересная страница в истории космической науки и техники.

ЗАПУСК ТРЕХ КОСМОНАВТОВ? Ракета А-4 — беспилотная. Но по сей день, существует легенда, согласно которой в 1945-м запустили пилотируемую V-3 – ракету А-9/А-10 с тремя пилотами на борту.

Немцами была снаряжена и переправлена за океан диверсионная группа, которая должна была установить радиомаяк для Фау-2 (А-4)наведения ракет на самый высокий тогда небоскреб Нью-Йорка. Однако диверсанты были схвачены спецслужбами США , таким образом, свою задачу не выполнили. Тем не менее – по легенде – сам пуск состоялся, и аппарат приводнился у берега Америки. А поскольку полет на такую дальность требовал выхода ракеты в космическое пространство, а значит немцы – пилоты V-3 – должны считаться первыми космонавтами Земли. Считается же космический полет Алана Шепарда по суборбитальной траектории! Так было ли это на самом деле? Как выяснилось после войны, V-3 была составной, двухступенчатой. Ракету А-9 разгоняла более мощная ракета – первая ступень А-10. Классическая схема с поперечным делением ступеней! Вторая ступень должна была оснащаться стреловидными крыльями – применение в боевых и космических ракетах они нашли значительно позже. Кроме крыльев, А-10 имела аэродинамические рули и – отметим! – приборный отсек.

КОСМИЧЕСКИЙ «КАМИКАДЗЕ». Но приборный отсек это, или кабина пилота? Вот главная загадка немецкого проекта. Пусть машина не была реализована – но само наличие человека на летательном аппарате, выходящем в космическое пространство, спроектированном за полтора десятилетия до «Востока»!

Технические характеристики проекта А-9/А-10 этому не препятствуют, а пилот вполне мог покинуть пикирующую на цель ракетную ступень и приземлится на парашюте – не будем забывать, что в создании систем катапультирования первой была именно нацистская Германия (и все спасенные катапультируемыми креслами летчики должны быть благодарны безвестным подопытным узникам нацистских концлагерей и… эсэсовским врачам).

Но, конечно, если требовалось точное наведение, «космонавт» — смертник должен был оставаться в ракете до конца.

ИСЧЕЗАЮЩИЕ СЛЕДЫ. Как-то, в одной из своих застольных бесед, Гитлер сказал, что достаточно одного удара с воздуха по Нью-Йорку, и небоскребы посыпятся, как карточные домики. Значит, удар планировался? Но чем – не самолетами же через Атлантику?

Два экспериментальных полета ракеты А-4b – та же «Фау-2» (название буквы «V» в немецком алфавите – «фау»), но со стреловидными крыльями – состоялись в 1944 г. Первый запуск был неудачен, во втором ракета набрала высоту и уже перешла в планирующий полет, когда у неё оторвалось крыло. Это можно считать испытаниями второй ступени составной ракеты, а вот были ли на ней пилоты – неизвестно. Нет документальных свидетельств о пусках А-9/А-10 в сборе.

Обратимся к авторитетному источнику по истории космонавтики, изданному на западе. Это иллюстрированная энциклопедия по космонавтике. Её автор-составитель – английский историк науки и техники К. Гэтдлэнд. Что же об интересующем нас предмете повествует этот фундаментальный по содержанию труд?

Мобильный комплекс Фау-2Ни в тексте, ни в рисунках, сопровождающих раздел о ракетной технике Германии 30-х гг. и Второй мировой войны ничего не говорится о кабине пилотов. В то же время указывается, что еще ракета А-4 имела некий приборный отсек, который после двух неудачных пусков был «доработан». Но А-9 – развитие А-4, следовательно, она тоже имела приборный отсек, причем «доработанный». А вот заключалась ли эта доработка в усовершенствовании автоматики управления или в оборудовании пилотской кабины – неясно. Более того, согласно энциклопедии, вторая ступень вообще была якобы неуправляемой – тогда как даже менее совершенная Фау-2 управлялась автоматически…

Вызваны ли эти недомолвки неполнотой информации – или засекреченностью, скрывающей высочайшие достижения ракетчиков Третьего рейха?

ВТОРАЯ РОДИНА. Если так, понятны, на пример, успехи немецких ракетчиков в США, где использовали не только материальные трофеи (100 готовых ракет А-4), но и интеллектуальные — мозги немецких ракетчиков. Так, в США оказался и Герман Оберт. Его с полным на то основанием могут считать «своим» не только немцы, но и американцы – в 1955 – 1958 гг. он работал в группе немецких ракетчиков, возглавляемых все тем же В. Фон Брауном.

И нельзя сказать, что немцам в Америке были созданы «тепличные» условия – их конкурентам, чисто американской группе, работавшей «под крылышком» ВМФ, оказывалась даже большая поддержка. Но «чисто американский» носитель со спутником «Авангард» 6 октября 1957-го благополучно… упал обратно на стартовый стол, а созданный под руководством Брауна «Эксплорер -1» стал 1 января 1958-го первым американским спутником Земли.

ЕЩЕ ОДИН СЛЕД? Вернемся к тем Фау-2, которые американцы запускали еще осенью 1945 г. Семь ракет летали по программе Лаборатории космической медицины. В их новом конусе имелся отсек, в котором можно было разместить контейнеры с животными и растениями, возвращаемыми на Землю на парашюте (как у А-9/А-10). К. Гэтлэнд пишет, что в этих контейнерах могли размещаться даже обезьяны. А может быть и люди? Может быть, это была та самая кабина пилота-космонавта?

Практически переоборудование американцами трофейных ракет под полеты животных говорит за реальность пилотируемой космонавтики в Третьем рейхе. А это, в свою очередь, объясняет, почему именно немецким ракетчикам была поручена доработка самой престижной американской программы – лунной. Да, ракетно-космический комплекс «Сатурн» - «Аполлон» был создан под руководством Вернера фон Брауна, при активном участии – бывших нацистских – ракетчиков.

Можно утверждать, что 16 июля 1969 г. С мыса Канаверал стартовала не только американская, но и НЕМЕЦКАЯ ракета «Сатурн – 5», доставившая первых людей на поверхность другого небесного тела.

Лев Мельников,
академик Академии космонавтики
имени К.Э. Циолковского.

продолжение будет

@Smersh

copyrights©smersh
Сайт управляется системой uCoz